воскресенье, 3 августа 2025 г.

Платные услуги в школах и садиках: за что с 1 сентября разрешено брать деньги с родителей

 

Мы привыкли к тому, что образование в Украине условно бесплатное. Но каждый из нас знает, что репетиторство при школе, платный кружок в садике, праздник с аниматорами или взнос в фонд стали почти нормой. И даже когда родители не хотят таких услуг, они часто вынуждены соглашаться, чтобы не выглядеть «белыми воронами». Как учредитель ОО «Родители SОS» я часто получаю сообщения от родителей о похожих историях.

Об этом пишет в статье для ЗН Алена Парфенова - председатель ОО «Родители SOS».

Несмотря на это, в Украине уже давно есть законодательная база, которая регулирует платные услуги в сфере образования, — их перечень и порядок предоставления. Эти нормы правительство приняло еще в 2010 году, и они декларируют добровольность и прозрачность услуг. Но, к сожалению, часто не работают. Моя почта переполнена жалобами родителей на это. И вот сейчас правительство решило навести порядок в этой сфере.

Недавно КМУ принял новое постановление (от 7 июля 2025 года №808) о перечне платных услуг для государственных и коммунальных школ и детсадов. Правительство аргументировало его появление необходимостью «усовершенствовать систему предоставления платных услуг с учетом современных вызовов — цифровизации, инклюзии и поддержки ветеранов».

На первый взгляд эта инициатива призвана навести порядок в сфере платных услуг и дать понимание родителям, где они могут законным способом платить за дополнительные услуги, а где предлагаемое становится вне закона и является требованием. Однако в этом есть большие сомнения. Не получится ли так, что вместо того, чтобы бороться с теневым рынком услуг, государство его возглавит? Разбираемся подробно.

Платные услуги в детсадах

С одной стороны, такое расширение перечня услуг может дать детям доступ к интересным кружкам и специализированным программам и минимизирует злоупотребления. С другой — есть много рисков.

  1. Подмена бесплатного образования платным. Согласно закону, все образовательные программы, которые обеспечивают достижение государственного стандарта образования, должны быть бесплатными. И ни один садик не имеет права брать с родителей плату за то, что уже входит в утвержденную учебную программу. Но именно это чаще всего и происходит на практике: занятия по развитию речи, логике, чтению или математике, развитие моторики — все это подается как дополнительное, хотя на самом деле является частью базового учебного процесса.

Кроме того, родителям нужно знать: каждый садик выбирает из утвержденных или создает собственную образовательную программу на основе базовых программ, разработанных МОН. Поэтому если воспитатели считают, что в обучении чего-то не хватает, они могут добавить это в свою образовательную программу, а не выносить в дополнительные платные услуги.

К тому же идея предоставлять платные услуги из парциальных (дополнительных) программ, утвержденная постановлением КМУ, противоречит новому Закону «О дошкольном образовании» (п. 11 ст. 16), где четко сказано: «Образовательные и парциальные программы, направленные на обеспечение достижения воспитанниками результатов, определенных государственным стандартом, реализуются государственными и коммунальными заведениями дошкольного образования исключительно за средства государственного бюджета, местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, и не могут реализовываться или обеспечиваться (полностью или частично) за средства родителей детей».

Дежурные группы могут стать вспомогательными для родителей, которые много работают. Однако следует помнить, что, согласно Закону «О дошкольном образовании» (ст. 10), каждому ребенку гарантированы 11 часов бесплатного пребывания в садике. И если дежурная группа является частью этих 11 часов (например, работает с 8:00 до 19:00), она должна быть бесплатной.

  1. Скрытое принуждение к оплате. Формально платные услуги являются добровольными, но на самом деле родителям часто говорят: все уже сдали деньги, и если вы отказываетесь, то вашего ребенка во время занятий просто посадят в стороне.

  2. Риск дискриминации. Дополнительные платные услуги в садиках — это уже давно один из факторов буллинга детей. Родители, которые не соглашаются платить, жалуются, что пока воспитатель занимается с группой платно, их детей не пускают в помещение группы, просят посидеть в уголке (в лучшем случае — поиграть игрушками), оставляют без внимания. Это не только незаконно (ст. 9 Закона «О дошкольном образовании» прямо запрещает дискриминацию по имущественному признаку), но и неэтично.

  3. Риски безопасности. Если кружки и занятия становятся открытыми для детей, которые не являются воспитанниками детсада, встает вопрос, кто будет отвечать за их безопасность, медицинские справки, пребывание в укрытиях во время тревоги. Есть и еще одна проблема: в заведениях дошкольного образования доступ к укрытиям во время образовательного процесса ограничен. Это означает, что посторонние лица, не связанные с образовательным процессом (дети, воспитатели, родители), не имеют права прятаться там во время работы садика. Очень часто укрытие едва вмещают детей и воспитателей этого заведения, где же разместить дополнительных детей, до сих пор непонятно.

Платные услуги в школах: что изменится с 1 сентября

аковы плюсы нововведения? Это возможность для школ работать официально: то, что раньше происходило в тени (репетиторство в школе, подготовительные курсы), теперь можно будет проводить легально — с составлением договоров, налогообложением и ответственностью. Это удобно и для родителей: если школа организует дополнительные занятия или группу продленного дня, это экономит время, усилия и логистику. Признание неформального образования особенно важно для детей из-за границы. Теперь их обучение могут официально засчитать без необходимости повторно проходить те же самые предметы.

Каковы риски?

  1. Платные услуги по базовым программам. Как и в детсадах, есть угроза, что под видом дополнительных услуг школы начнут проводить за родительские деньги занятия, которые обязаны проводить бесплатно. Среди них и платная подготовка к контрольным, отработка пропусков, консультации, наверстывание образовательных потерь или подготовка к НМТ.

  2. Предвзятое отношение из-за репетиторства. Занятия с репетитором становятся легальными. Однако как обеспечить академическую добропорядочность и гарантировать ребенку в школе непредвзятое отношение в оценивании, если родители не соглашаются на него? Когда учитель в школе одновременно предоставляет платные услуги и оценивает уровень знаний, возникает риск предвзятости. Дети, которые посещают дополнительные уроки, могут получать лучшие оценки или больше внимания. Вместе с тем остальные ученики чувствуют себя второсортными.

Все знают, что репетиторство, подготовка к НМТ в школе — это традиционная возможность учителя-предметника заработать. Да, это было нелегально, да, без уплаты налогов, но при невозможности государства обеспечить достойную заработную плату учителю на это закрывали глаза. Однако теперь ситуация изменилась, и согласно изменениям, стоимость этих услуг будут рассчитывать официально. Однако будет ли отвечать этот расчет рыночным ценам? Не уверена. И не приведет ли это к дополнительным теневым выплатам?

  1. Давление на родителей. Все чаще платные услуги предлагают не как выбор, а как условие: «Это не обязательно, но лучше запишите ребенка», «Это для всех, кто хочет нормально сдать НМТ». И родители соглашаются, потому что не хотят рисковать успехом своего ребенка.

  2. Дополнительные затраты на признание неформального обучения. Семьи, которые из-за войны были вынуждены выехать из страны, теперь должны еще и доплатить, чтобы ребенка официально вернули в родную систему образования. Если это забота о том, чтобы школы получили возможность заработать средства, тогда введение такой платной услуги можно понять. Но если это забота о детях — вынужденных переселенцах, которые находятся за границей, то она выглядит странно. Ведь совсем недавно, в июне 2025 года, Кабмин утвердил Порядок признания результатов обучения на уровнях полного общего среднего образования, полученных за границей. Оно может проходить в двух форматах: через оценивание на общих началах (контрольные, зачеты) или по результатам перезачисления оценок из зарубежной школы и оценок по предметам украиноведческого компонента, которые ребенок получил в зарубежном образовательном центре, зарегистрированном в системе АІКОМ. И вот буквально через месяц правительство переводит эту услугу в перечень платных.

Не против образования. Против злоупотреблений

Проблема не в том, что школам нужно финансирование, — понятно, что в условиях войны и ограниченного бюджета на образование такая потребность вполне естественна. Проблема в том, что государство перевело ответственность за устранение образовательных пробелов и повышение качества обучения на плечи родителей. Решение правительства о платных услугах в учебных заведениях выглядит так, будто педагогам просто дали добро получать достойную заработную плату любым способом. Даже таким, из-за которого раньше приходилось смущаться.

По моему убеждению, решение о расширении платных услуг, принятое сейчас, имеет мало общего с обеспечением качества образования. Так, результаты PISA-2022 свидетельствуют, что образовательное неравенство и зависимость его от социального статуса ребенка является большой проблемой для Украины. Дети с низким социально-экономическим статусом отстают почти на три года от детей с высоким статусом. Это означает: чтобы догнать своих ровесников в обучении, таким детям нужно три дополнительных года. Этот показатель хуже, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И что же, теперь мы хотим углубить эту пропасть?

Очевидно, что расширение перечня платных услуг надо согласовать с законодательством, в частности с Законом «О дошкольном образовании». Очевидно, что нужно усовершенствовать не только перечень услуг, но и порядок их предоставления, чтобы обезопасить и учителей, и родителей от злоупотребления и непрозрачных схем. Нынешний порядок не работает так, как должен. Мы видели конфликты, давление, формальную «добровольность» и десятки историй, где за права детей приходилось бороться. Ожидаю, что теперь ситуация еще ухудшится.

Я не против поддержки учителей и школ. Я за честные правила игры. За прозрачность. За уважение. За то, чтобы образование оставалось правом, а не подпиской на сервис.

***

Этот сайт можно найти:

в сети X - https://x.com/PetrenkoIv91719

в Фейсбуке - https://www.facebook.com/profile.php?id=61571568875800


Комментариев нет:

Отправить комментарий