До 2022 года россия (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) была одним из крупнейших поставщиков нефти и газа в страны ЕС. С началом полномасштабного вторжения она существенно потеряла позиции.
Об этом пишет РБК-Украина.
Полномасштабное вторжение России в Украину в феврале 2022 года положило начало санкциям со стороны Европейского Союза против российских нефти и газа. За это время уже было принято 19 санкционных пакетов. Они остановили импорт российских нефтепродуктов, существенно сократили зависимость Европы от нефти и газа из страны-агрессора.
В тему - Доходы рф от экспорта сырой нефти упали до двухлетнего минимума
В начале октября послы стран-членов ЕС согласовали план полного отказа от российских углеводородов до 2028 года, несмотря на позицию Венгрии и Словакии. По состоянию на конец октября, как сообщает агентство Reuters, готовилась юридическая основа для реализации этого плана.
Нефтяной игрок за кулисами
С 2022 года ЕС значительно ограничил импорт российской трубопроводной нефти и полностью остановил поставки нефти из РФ морским путем. Из-за этого доля России в структуре импорта нефти в ЕС сократилась с почти 29% в 2021 году до 2% в первом квартале 2025 года. Экспорт российской нефти в ЕС с января 2022 года по август 2025 года (включительно) уменьшился с 3,8 до 0,2 млн баррелей в сутки, свидетельствуют данные Киевской школы экономики.
Санкциям почти удалось вытеснить российскую сырую нефть с рынка ЕС. Были даже отменены исключения, которые в 2022 году вводились для заводов российской частной компании "Лукойл" в Румынии. Единственные, кто продолжают упорно покупать российскую нефть до сих пор - это Венгрия и Словакия.
За этими поставками стоит одна компания, которая владеет нефтеперерабатывающими заводами в обеих странах. "Это не Словакия и не Венгрия получают российскую нефть, ее получает частная венгерская компания MOL", - объясняет РБК-Украина эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев.
И, по его словам, сразу возникает вопрос, а почему частная структура получает преимущества, которых не имеет ни одна другая европейская компания, как на эту ситуацию смотрят антимонопольные ведомства ЕС.
Маршрут российской нефти в Венгрию и Словакию пролегает через территорию Украины по нефтепроводу "Дружба", который прекращал работу из-за ударов Сил обороны по нефтеперекачивающим станциям на российской территории.
Киев уже давно выступает за остановку этих поставок, но Будапешт и Братислава говорят, что у них нет выхода к морям, как и якобы возможности найти альтернативу российской нефти из трубы. Это не соответствует действительности, говорит аналитик консалтинговой компании "НефтеРынок" Александр Сиренко.
Например, у Венгрии есть возможность получать нефть по трубе с терминала на побережье Адриатического моря. "У них есть трубопровод, который выходит на морской терминал, он не такой мощный как "Дружба", но все-таки альтернатива есть", - комментирует эксперт и приводит пример Чехии и Австрии, которые тоже не имеют прямого выхода к морям, но смогли заместить баррели российской нефти.
Ревностная защита правительствами Виктора Обрана и Роберта Фицо российских поставщиков объясняется низкой ценой, которую они предлагают. "Они просто не хотят слезть с дешевого, а дешевое сейчас только у террориста", - добавляет Сиренко.
Недавно, совместному бизнесу компании MOL и россиян помешала позиция США. В конце октября администрация Дональда Трампа ввела жесткие санкции против "Роснефти" и "Лукойла". Этот шаг заставил премьера Венгрии Виктора Орбана обратиться к Трампу с просьбой сделать исключение для Венгрии, но Будапешт пока получил отказ. Этот вопрос станет предметом встречи Трампа и Орбана, которая запланирована на 7 ноября.
Несмотря на поставки для Венгрии и Словакии, Россия потеряла позиции ключевого игрока на рынке нефти ЕС. Во втором квартале этого года крупнейшими поставщиками сырой нефти в ЕС были Норвегия (15% в структуре импорта), США (14%) и Казахстан (почти 13%). Также много сырья поставляется из Африки, Саудовской Аравии и Бразилии. Структура импорта нефти в ЕС является достаточно диверсифицированной, говорится в отчете Еврокомиссии.
Рынок нефти давно является глобальным, то есть танкер в открытом море может быть перенаправлен в любой порт. "Выход к морю творит чудеса", - говорит Сиренко и добавляет, что путь на рынок ЕС одинаково открыт как для судов из Мексиканского, так и танкеров из Персидского залива.
Европейские компании могут свободно покупать нефть, например, у крупнейших добытчиков - США и Саудовской Аравии.
Дизельное топливо из Техаса
В начале февраля 2023 года ЕС полностью отказался от нефтепродуктов, которые непосредственно импортировались из России. Существенной проблемой остаются нефтепродукты, произведенные из российской нефти третьими странами. Такими поставщиками являются, например, Индия и Турция. Трейдеры делают ряд фиктивных сделок, в результате которых появляются швейцарская и кипрская нефть или швейцарские нефтепродукты, говорит Геннадий Рябцев.
"Европейцы начали прикрывать эту лазейку только в 18-м и 19-м пакетах санкций, согласно которым они не будут покупать нефтепродукты, произведенные из российской нефти, несмотря на количество посредников между РФ и конечным трейдером", - пояснил эксперт.
Индийское топливо, произведенное в значительной степени из российской нефти, заменило российские нефтепродукты на юге Европы, говорит Александр Сиренко.
"На севере ЕС много предложений из США. Танкеры отправляются из Техаса в хаб ARA (порты Амстердама, Роттердама и Антверпена - ред.), там топливо перегружается на меньшие танкеры и попадает на рынок ЕС", - сказал Сиренко, добавив, что нефтепродукты от портов в Мексиканском заливе уже третий год подряд поставляются даже на украинский рынок.
Дизельное топливо из Техаса поставляется в Украину и продается на наших АЗС", - отметил аналитик и добавил, если американский ресурс выгодно везти даже в Украину, то экономика поставок этого топлива по Европе тем более себя оправдывает.
Премиальный газовый рынок
В 2021 году Россия поставляла газ в Европу аж пятью путями - четыре трубопровода и морем. С 2022 года до сих пор (по разным обстоятельствам) были остановлены три газопровода - "Северные потоки" в Балтийском море, газопровод "Ямал-Европа", который проходит через Беларусь, и газопровод "Уренгой-Помары-Ужгород", которым российский газ транспортировался через территорию Украины до начала 2025 года.
Доля российского трубопроводного газа в структуре импорта ЕС в 2024 году по сравнению с 2021 годом сократилась с 40% до 11%, свидетельствуют данные Европейского Совета.
На сегодня Россия продолжает транспортировать газ в Европу только по одному газопроводу - Турецкому потоку, который проходит по дну Черного моря и выходит на европейском побережье Турции. Потребителями этого газа являются те же Словакия и Венгрия, а также Сербия, говорит аналитик газового рынка компании ExPro Consulting Михаил Свищо.
"Это единственный маршрут трубопроводного газа, по которому идет российский газ. В этом году объем транспортировки будет составлять около 16 млрд кубометров", - сказал аналитик, добавив, что поставки по этому маршруту с 2021 по 2024 год выросли с 12,2 до 16,3 млрд кубических метров.
Россия все еще остается значительным поставщиком сжиженного газа (англ. liquefied natural gas, LNG), который транспортируется по морю в специальных танкерах. Доля страны-агрессора в структуре импорта LNG в ЕС во втором квартале этого года составила почти 13% (второе место по объемам), свидетельствуют данные Еврокомиссии. Этот газ должен стать предметом следующих санкционных пакетов, убежден Александр Сиренко.
Однако, крупнейшим поставщиком сжиженного газа в ЕС стали США, их доля во втором квартале составляла почти 58%. Это связано с двумя факторами. Во-первых, США увеличивают производство LNG, а во-вторых Китай с февраля этого года полностью прекратил покупать американский сжиженный газ. "Ресурс, который не попал в Китай, пошел в Европу, где есть высокий спрос и цены выше по сравнению с Азией", - комментирует Михаил Свищо.
Он прогнозирует, что США будут увеличивать свое присутствие на европейском рынке газа. За этот рынок также хочет серьезно побороться Катар, который планирует в 2027 году ввести в эксплуатацию мощный LNG-терминал. Эта страна Персидского залива, а также страны Африки (Алжир, Нигерия и Ангола) уже являются значительными поставщиками сжиженного газа в ЕС.
Именно поставки LNG заместили значительное падение объемов российского трубопроводного газа. "Европейский спрос на LNG вырос колоссально", - сказал во время конференции РБК-Украина "Энергия, которая держит Украину" глава трейдинга международной компании Axpo Ukraine Алексей Ластовец и добавил, что строится большое количество LNG-терминалов практически во всех странах, которые имеют выход к морю.
Также значительными поставщиками газа в ЕС остаются Норвегия, Алжир и Ливия.
Экспансия США на европейском рынке
И хотя в 2022 году ЕС потерял огромные поставки углеводородов из России, ничего страшного не произошло. Компании быстро смогли найти новых поставщиков, ведь развитая морская инфраструктура Европы дает возможность получить танкер из любого уголка мира.
"Сейчас достаточно сложно сказать, откуда пришел груз нефти или газа. Это может быть американский трейдер, который везет малазийский газ, или швейцарский трейдер, который торгует саудовской нефтью", - объясняет Геннадий Рябцев особенности международного энергетического трейдинга.
Более того, европейский рынок - это рынок состоятельных потребителей, которые готовы заплатить более высокую цену. Присутствие на нем желательно для любого поставщика, поэтому, например, США никогда не скрывали своего интереса увеличить свое присутствие.
Компании из США начали экспансию на европейский рынок с первыми санкциями против страны-агрессора, комментирует Александр Сиренко. Они научились добывать много углеводородов благодаря современным технологиям. На сегодня США - это крупнейшая нефтедобывающая страна и крупнейший экспортер сжиженного природного газа в мире. "Американским компаниям нужен сбыт, а тут россияне сами отдали им рынок Европы", - добавляет Сиренко.
Страна-агрессор потеряла позиции, которые она десятилетиями выстраивала в Европе с помощью политического лоббизма, подкупа чиновников и откровенного демпинга на рынках. "Я не хочу фантазировать, но это триллионы долларов на десятки лет вперед", - оценивает Сиренко размер потерь для России.
Пока Кремль руководствуется абсурдными имперскими амбициями, его место на рынке Европы занимают игроки, которые мыслят рациональными категориями и здоровыми бизнес-интересами.
***
Этот сайт можно найти:
в сети X - https://x.com/PetrenkoIv91719
в Фейсбуке - https://www.facebook.com/profile.php?id=61571568875800

Комментариев нет:
Отправить комментарий