В январе 2025 года вступил в должность новоизбранный президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп, который пообещал положить конец российско-украинской войне в течение 24 часов.
Об этом напомнил в колонке для УП аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы (SCEEUS) при Шведском институте международных отношений (UI) Андреас Умланд.
Сперва новая администрация США в течение нескольких месяцев посылала в москву дружественные сигналы, депеши и переговорщиков.
Но в июле Трамп неожиданно перешел к более жесткой линии в отношении правителя рф (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) Владимира путина (по кличке Х#йло). Он одобрил продажу американского оружия Украине и неоднократно угрожал ввести вторичные санкции против торговых партнеров России. 50-дневный срок, который изначально дали России на то, чтобы она отказалась от своих требований, был сокращен до 10 дней.
Однако через несколько дней администрация США объявила, что ожидаемого торгового противостояния между двумя сверхдержавами и их партнерами не будет. Вместо этого теперь состоится встреча Трампа и Путина на Аляске.
В тему - Историческая встреча на Аляске
По предварительным данным, в ходе переговоров между американскими и российскими сторонами появились признаки того, что, возможно, удастся достигнуть долгожданного перемирия.
Последние колебания Вашингтона в отношении Москвы являются лишь новым проявлением и без того очевидной непоследовательности политики, которую США при новой администрации ведет в отношении РФ.
Произошел странный поворот событий: за экономическими и военными угрозами президента США в адрес России вскоре последовали не менее громкие попытки Трампа умиротворить Путина. Теперь, по-видимому, две сверхдержавы должны решить судьбу Украины на историческом американско-российском саммите.
Однако есть сомнения, что новый раунд переговоров принесет какие-либо политически значимые и долгосрочные результаты. Как и в других вопросах, с 2014 года Россия разыгрывает в отношении Украины преднамеренный переговорный театр, цель которого – произвести впечатление как на собственное население, так и на международное сообщество.
В ходе сотен переговоров, десятков саммитов и в многочисленных документах, которые подписала Россия, на протяжении многих лет она неоднократно заявляла, что стремится к миру в Украине. Однако интенсивные переговоры до и после февраля 2022 года практически не изменили ход войны.
Напротив, неоднократные уступки России, на которые шли Запад и Украина, ограничения поставок оружия Киеву, а также нерешительная санкционная политика Европейского Союза и США подтолкнули Москву к новым авантюрам.
РФ оккупировала Крым в феврале 2014 года, а месяц спустя провела официальную аннексию полуострова.
Вскоре после этого, в апреле того же года, началась российско-украинская война на Донбассе.
В июле 2014 года Россия безнаказанно сбила малайзийский пассажирский самолет с множеством граждан ЕС на борту над зоной боевых действий.
В середине августа 2014-го началось российское вторжение в восточную Украину. Тогда же РФ впервые масштабно развернула свои регулярные войска на территории украинского государства.
А после нескольких небольших волн эскалации, в феврале 2022 года, началось полномасштабное вторжение Российской Федерации на территорию материковой Украины.
С тех пор военная и оккупационная политика России в Украине с каждым месяцем становится все более террористической и геноцидной.
Война в Украине длится вот уже более 11 лет, но США, как и многие другие страны, извлекли мало какие выводы из неудачных, пусть и интенсивных дипломатических переговоров и своей сдержанности.
Вторая администрация Трампа не только из внутренних соображений отрицает отрезвляющий опыт администраций Обамы и Байдена в отношениях с Кремлем. Она также забывает о том, насколько бесплодной была политика первой администрации Трампа в 2017–2021 годах, когда речь шла о войне на Донбассе.
В ходе предстоящих переговоров Путин может потребовать не только территориальных уступок, но и других ограничений суверенитета Украины. Даже несмотря на то, что правитель Кремля знает, что ни один украинский президент не сможет удовлетворить его максималистские требования.
Ключевым вопросом станет, в какой степени Трамп разделяет то, как Путин интерпретирует истоки, характер и значение агрессивной войны России.
Целью Москвы в предстоящих переговорах будет не столько долгосрочное урегулирование конфликта, сколько улучшение международного положения Российской Федерации.
Путин будет стремиться, среди прочего, подорвать мировой порядок, требуя уступок, которые нарушают международное право; расколоть западный альянс; ослабить партнерство Запада с Украиной и, насколько это возможно, посеять внутреннюю рознь в Украине.
Москва будет пытаться заманить американских и других западных политиков ложными уступками и обещаниями деэскалации, а также вынудить Киев вступить в кризис принятия решений.
Как неоднократно с февраля 2014 года, Кремль постарается переложить ответственность за новый и окончательный провал переговоров на Украину.
В рамках этой стратегии не исключено, что состоится временное прекращение огня. Только если Москва сочтет, что это отвечает текущим дипломатическим, внутренним, экономическим и геостратегическим интересам России.
Кремль может использовать иллюзию готовности России к компромиссу и приостановку бомбардировок украинских населенных пунктов, чтобы подорвать единство и решимость, которые с 2025 года укрепились в Европе в отношении помощи Украине, и углубить раскол, который уже существует между США и другими партнерами по НАТО.
Ограниченное прекращение огня также даст возможность перегруппировать российские войска, укрепить оккупационный режим на аннексированных украинских территориях и поставить под сомнение санкционную политику Запада.
С 2014 по 2021 год в войне России на Донбассе уже было несколько периодов затишья. Однако эти относительно мирные периоды в конечном итоге не привели ни к прекращению, ни к замораживанию вооруженного конфликта. Наоборот, они подготовили почву для его эскалации в полномасштабную экспансионистскую войну РФ против украинского государства.
Другим вариантом, который может быть в интересах России, является прекращение огня дальнобойными вооружениями. При таком раскладе обе стороны воздерживаются от ракетных и беспилотных ударов за линией фронта. За последние три с половиной года Россия нанесла удары по многим ключевым объектам инфраструктуры Украины с разной степенью успеха. Однако Украина со временем адаптировалась к этим ударам и, например, создала относительно устойчивую энергетическую инфраструктуру.
В последние месяцы РФ совершила крупные удары беспилотниками и ракетами по гражданским целям Украины, в том числе в Киеве. Массированные удары России часто позволяли преодолеть противовоздушную оборону Украины, создавая драматические картины взрывов, в частности в украинской столице. Однако усиление ударов по жилым зданиям, больницам, культурным учреждениям и универмагам Украины в военном значении остается низким.
Напротив, в последние месяцы Украина неоднократно успешно била беспилотниками дальнего действия по российским военным, промышленным и инфраструктурным объектам. Даже в глубине тыла не раз подвергались ударам военные базы, топливные склады, аэропорты, нефтеперерабатывающие заводы и другие объекты, связанные с обороной РФ.
Иногда драматичные взрывы и пожары на российских предприятиях имеют не только растущее материальное значение для российской экономики и армии, но и производят определенный психологический эффект на российское население и мировую общественность.
В войне с использованием беспилотных летательных аппаратов большой дальности Украина может с особой эффективностью пускать в ход новейшие технологии, чтобы компенсировать численное превосходство противника. На этом фоне не исключено, что Путин теперь захочет приостановить или даже прекратить эту часть войны.
Военное партнерство и политика западного альянса в отношении Украины остаются стержнем будущих переговоров. До тех пор, пока не будут предоставлены надежные гарантии безопасности Украины, прекращение огня послужит обеим сторонам лишь для того, чтобы перегруппировать военные силы и экономические ресурсы, а также подготовить население к следующему витку эскалации.
Помимо практического вопроса о будущей безопасности Украины стоит более широкий вопрос о будущей роли США в мировой политике в целом и в Восточной Европе в частности.
Вашингтон и Москва не могут, как это, по-видимому, планируется, вести переговоры о суверенитете и целостности европейского государства в отсутствие представителей Украины и других европейских стран.
Кроме того, после предоставления Украине гарантий безопасности в печально известном Будапештском меморандуме 1994 года в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Соединенные Штаты не могут допустить каких-либо обсуждений вопросов границ и суверенитета Украины.
Если, несмотря на это соглашение, заключенное три десятилетия назад, два официальных государства, обладающих ядерным оружием и являющихся постоянными членами Совета Безопасности, заключат соглашение, в результате которого Украина – соучредитель ООН, подписавшая ДНЯО, член Совета Европы и участник ОБСЕ – останется политически и территориально разваленным государством, человечество приблизится к тому глобальному хаосу, кооторый господствовал в мире до 1945 года.
***
Этот сайт можно найти:
в сети X - https://x.com/PetrenkoIv91719
в Фейсбуке - https://www.facebook.com/profile.php?id=61571568875800
Комментариев нет:
Отправить комментарий